На протяжении десятилетий переезд в Турцию неизменно привлекал определённый тип футболистов. С его выдающимися клубами, страстными болельщиками и щедрыми зарплатами, турецкая Суперлига часто служит отличной альтернативой для игроков, чья карьера в элитных лигах Европы, возможно, приближается к завершению.
Однако это лето знаменует собой значительные изменения, особенно для одного клуба. «Галатасарай» начал одну из самых амбициозных трансферных кампаний в Европе в этом сезоне, потратив больше средств, чем такие гранды, как «Бавария», «Наполи» и «Ювентус». Они используют уникальный набор экономических преимуществ. Главным приобретением стал Виктор Осимхен, шестой по стоимости трансфер в рекордное летнее трансферное окно, но финансовые траты «Галатасарая» на этом не закончились. Лерой Сане был приобретен в начале окна, несмотря на интерес со стороны ведущих европейских клубов, что неудивительно, учитывая его чистую зарплату в 14 миллионов долларов, которая сделала бы его одним из двух или трех самых высокооплачиваемых игроков Премьер-лиги.
«Манчестер Сити», похоже, использовал Турцию как стратегическое направление, подобно тому, как они использовали Саудовскую Аравию двумя годами ранее, когда Илкай Гюндоган досрочно расторг контракт, чтобы присоединиться к «Галатасараю». Конкуренты, естественно, не могли позволить чемпионам увеличить свой отрыв. «Фенербахче» ответил подписанием Эдерсона и возвращением известного турецкого игрока сборной Керема Актюркоглу. Высококлассные игроки, такие как Марко Асенсио, Милан Шкриньяр, Эдсон Альварес и Джон Дуран, получающие значительные зарплаты, также направляются на европейскую сторону Босфора. Их расходы будут частично компенсированы финансовым облегчением от увольнения Жозе Моуринью, чье пребывание в стамбульском отеле Four Seasons резко прервалось после того, как «Бенфика» выбила его команду из Лиги чемпионов.
Поскольку трансферное окно Суперлиги открыто до 12 сентября, возможны дальнейшие сделки. Адемола Лукман, по сообщениям, является целью как для «Галатасарая», так и для «Фенербахче», хотя источники указывают, что ни один из клубов официально не обращался к «Аталанте». Осенняя кампания по приобретению игроков для обоих клубов частично ограничена дедлайном 2 сентября для подачи заявок на участие в турнирах УЕФА. Однако «Бешикташ», выбывший из плей-офф Лиги конференций, не имеет таких ограничений и может свободно приобретать игроков, оставшихся на рынке. В понедельник сообщалось, что они были готовы удвоить зарплату Рисса Нельсона в безуспешной попытке подписать вингера «Арсенала». Серген Ялчин, сменивший Уле Гуннара Сульшера, после поражения от «Аланьяспора» потребовал трех или четырех новых приобретений. Это значительные обязательства для клуба, который уже привлек таких игроков, как Оркан Кокчу, Тэмми Абрахам и Уилфрид Ндиди.
Откуда взялись деньги?
Успех турецкой «Большой тройки» клубов процветает, и, что удивительно, одним из ключевых факторов могут быть более широкие экономические проблемы, стоящие перед страной. В конце 2021 и начале 2022 года инфляция в Турции достигала 85,5%. Политика низких процентных ставок и высокого роста, проводимая президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом, спровоцировала ценовую спираль, которая только сейчас начинает замедляться. Даже сейчас, на самом низком уровне за четыре года, годовая потребительская инфляция составляет 33,5%. Это, безусловно, плохая новость для тех, кто покупает продукты или хочет приобрести жилье, но имеет свои преимущества, если вы получаете зарплату в евро за участие в соревнованиях УЕФА.
Хотя не все расходы ведущих клубов деноминированы в турецких лирах – источники подтверждают, что высококлассным игрокам, таким как Осимхен и Сане, платят в евро – постоянная инфляция, тем не менее, может облегчить некоторые из их финансовых обязательств, как объясняет турецкий спортивный экономист Альперен Кочой. Он утверждает: «Турецким игрокам в турецкой лиге обычно платят в турецких лирах. Если вы платите им эквивалент 200 000 долларов в год в начале сезона, к концу года эта сумма может уменьшиться вдвое до 100 000 долларов».
Инфляция не только уменьшает реальную стоимость зарплат, но и значительно облегчает бремя внутреннего долга, который преследовал турецкий футбол в конце 2010-х годов. Крупнейшие клубы страны исторически, и по сей день, характеризуются краткосрочным подходом. Подобно «Реалу» и «Барселоне», ведущие клубы Турции принадлежат их членам. Президенты обычно служат по усмотрению членов, часто в течение ограниченного срока (хотя Али Коч, представитель одной из богатейших семей Турции, возглавляет «Фенербахче» с 2018 года). Когда руководство меняется, любые накопленные долги за их срок просто переходят к следующей администрации. Кочой отмечает: «Владельцев этих турецких клубов – то есть членов – не интересует прибыль. Их единственная цель – максимизировать победы на поле».
К 2019 году долги клубов вышли из-под контроля, что побудило турецкую банковскую ассоциацию объявить о плане реструктуризации на сумму 2 миллиарда долларов. Хотя задолженности не были просто списаны, часть клубных доходов была предназначена для постепенного сокращения этого колоссального долга. Что особенно важно, обесценивающаяся лира оказала значительную помощь, значительно облегчив это финансовое бремя. Издание The Economist сообщило в прошлом месяце, что долг турецких клубов сократился на 19% в период с 2019 по 2023 год.
С тех пор долг продолжал сокращаться, особенно у «Галатасарая», который завершил процесс реструктуризации кредитов в июле. Команда Окана Бурука добивалась успехов на поле с Осимхеном и другими, и теперь они также одержали победу в своих финансовых делах. Улучшение положения клуба произошло не из-за жесткой экономии, а скорее из-за обнаружения значительного финансового источника.
Источник, близкий к «Галатасараю», заметил: «Капитал, циркулирующий на турецком рынке, чем-то похож на Биткойн – он вездесущ, но его происхождение и назначение остаются неясными». Он добавил: «Что действительно спасло «Галатасарай», так это очень конкретный актив: крупная сделка с недвижимостью».
Крупная Продажа Недвижимости «Галатасарая»
С 1981 года тренировочной базой «Галатасарая» был комплекс Метина Октая, расположенный в элегантном прибрежном районе Флорья. Кочой сравнивает Флорья с Челси в Лондоне, но для Стамбула, отмечая: «Это очень привлекательный район для проживания. Город довольно плотный, и там ведется значительная застройка. Многие люди, включая иностранных покупателей, стремятся приобрести недвижимость в этом районе».
В городе, где проживает более 15 миллионов жителей, Флорья выделяется как район с пляжами, обширной недвижимостью и торговыми центрами. Участок земли площадью 130 000 квадратных ярдов в этой части Стамбула имеет исключительно высокую стоимость, по сообщениям, превышающую полмиллиарда долларов, при этом «Галатасарай» получил аванс в 55 миллионов долларов. Кочой также упоминает о дополнительных проектах развития во Флорья, осуществляемых непосредственно клубом, которые, как ожидается, принесут дополнительный доход.
Переезд на север в Кемербургаз значительно приблизил тренировочную базу команды к месту проведения матчей, «Рамс Парку», всего в 10 минутах езды. Этот шаг также обеспечил «Галатасарай» критически важным вливанием капитала, позволив им досрочно погасить долг консорциуму кредиторов, включая государственные Ziraat Bank и Denizbank.
Эта финансовая гибкость открыла путь для значительных инвестиций в игровой состав. В 2024 году «Галатасарай» оказался в идеальном положении, когда Осимхен захотел покинуть «Наполи», но не смог осуществить переход до закрытия трансферных окон в крупнейших лигах Европы. «Джимбом» предложил ему ценное игровое время в Лиге Европы, что позволило бы ему оставаться на виду у ведущих клубов, но он обнаружил гораздо больше. По словам источника, близкого к «Галатасараю», «Осимхену так понравилось, что он захотел остаться». Впоследствии клуб пошел на экстраординарный шаг, выплатив сумму, которая для Турции и для «Галатасарая» считается астрономической. «Если бы не сделка с недвижимостью, они ни за что не смогли бы это сделать. Это был просто подходящий момент».
«Галатасарай» взял на себя обязательство выплатить фиксированную сумму в 87 миллионов долларов, что почти в четыре раза превышает самую крупную предыдущую трансферную плату, уплаченную турецким клубом (переход Юссефа Эн-Несири в «Фенербахче» в июле прошлого года). С учетом бонусов за лояльность и выплат за имиджевые права, годовой доход Осимхена приближается к 25 миллионам долларов, а чрезвычайно благоприятный налоговый режим президента Эрдогана для иностранных футболистов – фиксированный 20% подоходный налог – гарантирует, что он получает значительную часть этой суммы. Их амбициозные траты на этом не остановились. «Галатасарай» совершил три самых дорогих трансфера в истории Суперлиги за последние пять недель: Вилфрид Синго перешел из «Монако», а в последний день трансферного окна они приобрели игрока сборной Турции Угурджана Чакыра, завершив его 13-летнее пребывание в «Трабзонспоре», самом успешном клубе за пределами Стамбула.
Что крайне важно, с спортивной точки зрения, «Галатасарай» строит свой успех на прочном фундаменте. За последние два сезона они набрали 197 очков, потерпев всего три поражения. Хотя источники, знакомые с формированием их состава, упоминают, что «дискуссии и дебаты» часто преобладают над анализом данных, клуб, несомненно, превосходно заключает сделки. Возьмем, к примеру, Давинсона Санчеса, который в значительной степени возродил свою карьеру после ухода из «Тоттенхэма» в 2023 году. Полностью осознавая сложности в переговорах с Даниэлем Леви, «Галатасарай» представил ультимативное предложение в 18,5 миллиона долларов за его услуги всего за восемь часов до закрытия английского трансферного окна. Леви затянул ожидание до получаса после дедлайна, но для «Галатасарая» это не имело значения; они заполучили оборонительный стержень своих чемпионских кампаний.
Эффективный подбор игроков способствует успехам на поле, что, в свою очередь, создает возможности для дальнейших приобретений игроков и, при грамотном тренерском руководстве, поддерживает высокие результаты. Проведя четыре игры нового сезона, «Галатасарай» процветает, выиграв все матчи, при этом Осимхен, Сане и Мауро Икарди находятся в отличной форме. Побеждающая команда, естественно, привлекает большие толпы, которые готовы платить высокую цену за зрелище. Мартовский отчет Turkiye Today подсчитал, что, по отношению к среднему доходу на душу населения, ведущие клубы Стамбула предлагали один из самых дорогих игровых дней в европейском футболе. Привлекательность Лиги чемпионов привела к тому, что абонементы были распроданы за один день, принеся клубу, по оценкам Кочоя, 50 миллионов долларов. Он отмечает: «Болельщики жаловались на цены, но когда есть Лига чемпионов и звездные игроки, люди хотят видеть эти таланты на поле, несмотря на стоимость».
Конкуренты Вынуждены Поддерживать Темп
Неудивительно, что доминирование «Галатасарая» в Суперлиге не воспринимается соперниками пассивно. «Фенербахче» последовал этому примеру, не только совершая амбициозные приобретения в конце трансферного окна, но и монетизируя часть своих объектов недвижимости. 19 августа они объявили о планах по продаже участка земли площадью 73 000 квадратных ярдов в районе Аташехир, что, по оценкам Turkiye Today, может принести более 100 миллионов долларов дохода. Одновременно «Фенербахче» заявил о достижении соглашения о прекращении своих банковских отношений, что предоставило им «финансовую автономию для независимого формирования своего будущего». В своем обращении к болельщикам они подчеркнули: «Это решение не просто финансовый выбор; это манифест независимости «Фенербахче».
Впоследствии они инвестировали почти 70 миллионов долларов в пять новых игроков – четыре постоянных трансфера и арендное соглашение с «Вест Хэмом» для Эдсона Альвареса – со средним возрастом 27,2 года. Их новый вратарь, Эдерсон, будет получать почти 13 миллионов долларов чистыми ежегодно по гарантированному трехлетнему контракту с возможностью продления еще на 12 месяцев. Дальнейшее усиление состава остается возможным, и были спекуляции о амбициозном переходе Себастьяна Хёнесса, чтобы заполнить вакансию главного тренера в «Фенербахче», оставленную Моуринью.
В то время как «Фенербахче» стремится сократить отставание от своих конкурентов, «Бешикташ», по иронии судьбы, сталкивается с внутренней борьбой. Источник, знакомый с деятельностью «Бешикташа», характеризует его как «чрезвычайно нестабильный клуб, где президенты мимолётны, как конфеты на детской площадке. Фактически, их сроки пребывания в должности ещё короче. Стабильность отсутствует; руководство клуба меняется ежегодно. У них действительно нет последовательной политики или четкой футбольной идеологии. Результаты не определяются в первую очередь тренером или немедленной игрой футболистов. Хотя игроки могут добиваться результатов, основные проблемы проистекают из отсутствия идеологии, что, следовательно, проявляется как отсутствие методологии. Какова их точная цель? Они стремятся к успеху, но успех требует фундамента развития».
По словам источников, одному европейскому спортивному директору предложили роль в «Бешикташе», где он представил комплексное видение реформирования 16-кратных чемпионов. Эта перестройка, как он объяснил, потребует времени – возможно, не менее 18 месяцев – для достижения улучшенных результатов. Однако ему сообщили, что руководство клуба считает, что болельщики не выдержат такого длительного ожидания. Вывод был ясен: президент потерпит поражение на выборах, совет директоров уйдет в отставку, и он сам, вероятно, лишится работы.
«Бешикташ», несомненно, демонстрирует характеристики клуба, ориентированного на краткосрочные решения. Их несбалансированный состав вылетел как из Лиги Европы, так и из Лиги конференций еще до начала основных турниров, что привело к увольнению Сульшера – 12-й смене главного тренера с начала 2022 года. Несмотря на эту нестабильность, клуб по-прежнему сосредоточен на немедленных результатах, увеличив свой акционерный капитал в марте для привлечения новых средств. Эти ресурсы способствовали рекордным приобретениям клуба, таких как Оркан Кокчу и Тэмми Абрахам, среди прочих. Хотя они финишировали на 33 очка позади лидера в прошлом сезоне и на ошеломляющие 46 очков годом ранее, кажется, что в клубе мало желания к стратегической реорганизации и перестройке, которые большинство европейских клубов обычно предпринимают в подобных обстоятельствах.
Кочой утверждает: «Терпение – редкое качество в турецком футболе. Все мыслят краткосрочно. Они требуют немедленного успеха на поле».
Пока такой подход остается доминирующим, можно ожидать постоянного потока дорогостоящих приобретений игроков в Турции.