Матч разворачивался по сценарию, который быстро лишал соперника сил. Игроки, действуя на флангах, максимально использовали появляющееся свободное пространство, заставали оппонентов врасплох и забивали достаточно рано, чтобы снять все вопросы о победителе еще до перерыва. Именно так «Пари Сен-Жермен» играл в финале Лиги чемпионов УЕФА против «Интера», а затем в полуфинале Клубного чемпионата мира против мадридского «Реала». А в воскресенье на стадионе «Метлайф» в Нью-Джерси точно так же действовал «Челси», обыграв ПСЖ его же оружием и завоевав победу в первом расширенном клубном чемпионате мира.
Сразу войдя в игру, мы задали темп. Мы прессинговали их неистово. Мы знали, что это наша последняя игра в сезоне, поэтому я ни в коем случае не собирался уезжать в отпуск с мыслями: «Жаль, что я не отдал команде чуть больше». Я уже говорил всем это раньше, и мы вышли и отдали все силы, и именно это отражает счет на табло, и поэтому мы победили сегодня.
Подход «Челси» напоминал стиль ПСЖ «полный газ, без тормозов», который сделал их самой зрелищной командой Европы за последние полгода, быстро подавляющей соперников на пути к первому титулу Лиги чемпионов и сделавшей их фаворитами Клубного чемпионата мира. В пригороде Нью-Йорка парижане быстро почувствовали на себе вкус своего же лекарства. Они быстро выглядели уставшими, когда «Челси» начал давить на них, пропустив дважды к получасу игры благодаря дублю Коула Палмера и еще один гол до перерыва от Жоао Педро. Усталость быстро накрыла ПСЖ, игроки один за другим теряли силы, и победа ускользала из рук. Началось разочарование, вылившееся в несколько напряженных моментов, наиболее заметным из которых стали удаление Жоао Невеша на 89-й минуте и стычка после матча с участием тренера ПСЖ Луиса Энрике и игрока «Челси» Жоао Педро.
Думаю, ПСЖ – это команда, которую либо нужно прессинговать высоко, либо у вас будут проблемы, потому что у них очень много талантливых игроков. Если дать им время для розыгрыша и контроля мяча, они настолько хороши, что, по моему личному мнению, вам станет только хуже.
Однако «Челси» добавил в игру нечто свое. В матче команд, предпочитающих владеть мячом, «синие» с готовностью отдали инициативу ПСЖ, имея всего 34% владения по итогам матча. Тем не менее, атакующий план был продуманным – они нанесли 10 ударов против восьми у ПСЖ и показали 2.06 ожидаемых голов против 0.53 у соперника. Интенсивный первый тайм заложил основу для спокойного второго – задача была в значительной степени выполнена к перерыву.
«У них три полузащитника», – пояснил Мареска. «Двое из них [Невеш и Фабиан Руис] отвечали за Риса [Джеймса] и Мойзеса [Кайседо]. Витинья – за Энцо [Фернандеса]. Проанализировав их, мы увидели хорошую возможность использовать это пространство, и мы задействовали Коула [Палмера] и Мало [Гюсто] на этом фланге, чтобы создать небольшое преимущество и перегрузить эту зону. Это и был наш план на игру».
Задание темпа, как упомянул Колвилл, стало решающим для успеха плана Марески.
Идея заключалась в том, чтобы играть один в один. Думаю, ПСЖ настолько хорош, что если дать им время, у вас возникнут проблемы. По моему личному мнению, нужно прессинговать их очень интенсивно. Думаю, первые 10 минут нам это удавалось. В нашем идеальном мире мы должны делать это все 90–95 минут, но мы знали, что из-за погодных условий [это] невозможно делать долгое время. Но мы старались быть очень агрессивными, не давать им времени, а затем с мячом у нас были очень хорошие моменты. Мы использовали пространство, которое планировали, и это сработало очень хорошо.
Неудивительно, что Палмер, самая яркая звезда «синих», проявил себя в такой важный момент. Английский игрок развивает привычку показывать свой максимум в ключевых матчах и легко занимает верхнюю строчку в списке из 20 атакующих игроков «Челси», борющихся за игровое время. Однако сюрпризом стало то, что Жоао Педро также органично вписался в игру рядом с Палмером. Менее двух недель назад Жоао Педро еще числился игроком «Брайтона», а теперь забил три гола в трех матчах за «Челси», заслужив место в старте в финале вместо Лиама Делапа, который был основным выбором ранее в турнире.
Мареска похвалил Жоао Педро за его универсальность, отметив, что тот может играть на нескольких позициях в атаке, но его способность влиять на игру против организованной обороны быстро сделала его одним из любимцев тренера.
Жоао, могу сказать, потрясающий игрок. Мы можем эффективно использовать его против команд, которые обороняются очень низким блоком без пространства, потому что он очень хорош в ограниченных зонах.
Возможно, представление о нынешней версии «Челси» не всегда было четким, но спустя год после прихода Марески хаос в построении состава по-прежнему ощутим спустя три года после приобретения клуба компанией BlueCo и вступления американского бизнесмена Тодда Боули на пост председателя. Но даже в условиях этой неразберихи победа «Челси» в клубном чемпионате мира позволила увидеть, на что способна команда в лучшем виде – и подтвердила обоснованность веры клуба в группу подающих надежды талантов.
Но сначала им полагается заслуженный отдых.
Думаю, в течение этого сезона мы двигались в правильном направлении, и мы отлично завершили наш сезон, завоевав этот фантастический трофей. Что касается будущего, к счастью, у меня сейчас три недели отпуска, это все, чего я хочу. Я работал 15 месяцев без перерыва, а дальше посмотрим, что будет в следующем сезоне.
